ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР

Высокие температуры окружающего, воздуха наблюдаются в летний период в зонах сухих степей и в особенности пол)гцстынь и пустынь. Повышенная запыленность воздуха, почвы и воды со­здает сложные условия для работы и повышенный износ авиацион ной техники.

Высокая температура и резкие ее колебания в течение суток, длительное воздействие солнечных лучей, ветра и пыла вызывают такие неисправности, как растрескивание, потеря эластичности и отставание от обшивки лакокрасочного покрытия на поверхности летательных аппаратов; часты разрушения наружного плакирую­щего слоя листов обшивки из-за абразивного износа от воздействия

26 і

пыли, имеющей в еноем составе вещества высокой твердости и большое количество солей. Это способствует интенсивному разви­тию коррозии.

При базировании летательных аппаратов на аэродромах с есте­ственным покрытием ряд неисправностей создают песок и галька, попадающие на элементы конструкции летательных аппаратов и в двигатели при взлете, посадке и рулении Подвержено повышенно­му износу остекление кабин, где обнаруживаются микротрещнны, царапины и риски вследствие воздействия солнечных лучей и абра­зивного действия песка. Пыль и песок попадают в узлы крепления н подвижные элементы конструкции, в места смазки, повышая их износ.

Большое число неисправностей выпадает на долю узлов и эле­ментов шасси. К ним относятся: надиры, повышенный износ и люф­ты подвижных элементов, в особенности в рычажных узлах под­вески колес и вильчатых проушинах, повышенный износ и старение пневматиков шасси. В этих условиях необходимо регулировать дав­ление в пневматиках по ннжиему допуску, что способствует умень­шению их износа. Следует иметь в виду, что повышение температу­ры воздуха на 15° С соответственно повышает давление в пневма­тиках на 12—13%.

Особое внимание следует уделять тормозам колес, которые в условиях высоких температур склонны к перегреву, короблению и растрескиванию конструктивных элементов.

После пыльных бурь необходимо очищать поверхности летатель­ных аппаратов, менять смазку в шарнирных соединениях. Пыль с поверхности планера и отдельных агрегатов рекомендуется удалять пылесосами и слегка увлажненной ветошью. Не рекомендуется применение сжатого воздуха, так как частипы пыли могут попасть внутрь систем и агрегатов. На стоянке необходимо зачехлять ле­тательные аппараты или места, подверженные воздействию ука­занных выше факторов; систематически контролировать наличие смазки иа трущихся поверхностях.

Длительная эксплуатация двигателей на пыльных аэродромах приводит к повышенному износу элементов проточной части, лопа­ток компрессора и турбин, их загрязнению, что снижает КПД и вызывает повышение температуры газа перед турбиной. Повышен­ному износу также подвержены подшипники, щетки генераторов и другие элементы. В еще худших условиях работают двигатели, ус­тановленные на вертолетах, так как отбрасываемый винтом поток воздуха поднимает облако пыли. К этому следует добавить, что полеты вертолетов выполняются на низких высотах, где запылен­ность возду ха более высокая.

Наблюдается повышенный износ элементов систем, особенно гидравлических агрегатов. Это объясняется загрязнением рабочей жидкости вследствие попадания пыли при заправке бачков. В связи с этим заправку или замену жидкости, как правило, следует произ­водить в безветренную погоду или с использованием пылезащитных

приспособлений.

Глава 17